Topique
Revue freudienne
Editeur : L’Esprit du temps
N° 111 (septembre 2010) Violence ou persuasion
Фантазм, Диску́рс, Идеология.
О передаче, которая не была бы пропагандой
(Jean-Jacques Pinto)
Резюме
Пропаганда встречается везде, не только в рекламе или в политике. Прежде чем распространяться по вертикали и быть направленной на далёких незнакомцев, она по горизонтали обращается на близких знакомых. Дело в том, что она фактически основывается на психической структуре, способной ее получать и ее отражать, структуре, которая следует из субъективной, бессознательной идентификации и, следовательно, не изменяется познавательной способностью, не поддается аргументации, разуму.
Скорее чем по Павлову, форма и содержание пропаганды объясняются бессознательной субъективностью. Она может быть описанной в социальном поле нашим « Анализом Субъективных Логик » (критическим наследником теории Четырех Дискурсов Жака Лакана, имеющей недостатки по многочисленным аспектам).
Мы перейдем от анализа различных граней « фантазма пропагандирования » (через детали выражений, которые представляют его реализацию) до описании отношений между Фантазмом, Дискурсом и Идеологией: как удается умелым и ловким людям вызывать в психике их жертв некое эхо, объединяя различные – даже противоположные – фантазмы в неустойчивом синтезе, который, благодаря терпеливоему повторению, удается тем не менее поддержать.
В психоанализе, передача чего-либо без пропаганды не только возможна, но желательна: у психоаналитиков она идет горизонтально, при условии нейтрализации фактора авторитета, и вертикально в каждом анализе, распуская у анализанта сети внушаемости. Действительно психоанализ, далеко не ограничивается простым исчезновением индивидуальных симптомов, он имеет более амбициозное предназначение – способствовать деконструкции « недовольство культурой ». Только тогда можно было бы по праву говорить о подлинной « профилактике от пропаганды ».
(Traduction effectuée par Françoise et Vladimir KOVALENKO)